Проблемы эко-мониторинга атмосферного воздуха в Москве

Оригинал взят у в Проблемы эко-мониторинга атмосферного воздуха в Москве

Данная статья взята из раздела "Аналитика" (http://ivan-melnikov.ru/analytics) с сайта Ивана Ивановича Мельникова, кандидата от КПРФ на должность Мэра Москвы, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова.

ПРОБЛЕМЫ ЭКО-МОНИТОРИНГА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В МОСКВЕ

Москва – это город, где не только много машин на улицах, а также и промышленный город, в котором присутствуют очень крупные промышленные загрязнители воздуха. Более того некоторые из них даже взрывоопасны. Сложно себе представить, например, в Лондоне или Париже такие предприятия как Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) или Курьяновские очистные сооружения (КОС), огромные открытые канализационные отстойники посреди города, крупнейшие в Европе, расположенные прямо напротив музея-заповедника «Коломенское», где жители города и гости столицы периодически ощущают туалетные запахи… Есть и другие крупные загрязнители воздуха, как, например, теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) и различные ещё действующие заводы.

Представители местной власти периодически убеждают нас, что основной загрязнитель воздуха – это транспорт, что он дает основной объем загрязнений. Но в этом есть определенная неточность или, возможно, лукавство. Дело в том, что важен не просто объем выбросов того или иного вещества, а вред, который это вещество может приносить. Например, сероводород (H2S) даже в очень небольшом количестве может вызвать мгновенную смерть. Разные вещества обладают разной токсичностью, и выбросы определенных веществ могут иметь высокую концентрацию в зависимости, например, от погодных условий (более тяжелые газы могут накапливаться у поверхности Земли). Важна их концентрация, а не просто объем, и важна степень токсичности вещества. Возможный вред выражается в виде предельно допустимой концентрации (ПДК) для каждого вещества. Пусть даже воздействие и недолгое, но при высокой концентрации оно может принести вред и даже вызвать летальный исход.

АСКЗА

Второй важный момент – это то, что отнюдь не все вредные вещества измеряются в воздухе Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Москвы (ДПиООС). Государственное природоохранное учреждение «Мосэкомониторинг» при ДПиООС эксплуатирует автоматические станции контроля загрязнения атмосферы (АСКЗА). Карта размещения станций расположена по адресу: http://www.mosecom.ru/air/air-today/. Там же можно найти и графики, которые отображают концентрации вредных веществ в долях ПДК. Например, на графике станции «Люблино» выше видно, что голубая линия (это сероводород) достигла значения 9 ПДК. Но превышение нормы на самом деле даже более значительное. Просто нам это не показывают. Дело в том, что существует также и суммарное воздействие вредных веществ. Даже если по каждому из многих вредных веществ норма не превышена, суммарно они могут превысить норму. Во-первых, как мы видим, на графике представлены только четыре вредных вещества, тогда как их сотни в воздухе. А, во-вторых, не проводится никакого суммирования. Например, должны суммироваться концентрации оксида (NO) и диоксида азота (N2O) или сероводорода (H2S) и диоксида серы (SO2). Причем, суммироваться именно в долях ПДК, так как ПДК отражает возможный вред. Мы тогда увидим возможный суммарный вред. Например, 0,7 ПДК H2S плюс 0,8 ПДК SO2 – это превышение нормы в полтора раза. Хотя по отдельности для каждого из них (H2S и SO2) норма не превышена.

То есть, разумеется, рядом с предприятиями нужно измерять в реальном времени и круглые сутки концентрации гораздо большего количества вредных веществ, чем в обычных районах, чтобы контролировать все попытки выбросов и суммарный вред выбросов. Рядом с предприятиями в воздухе присутствуют характерные для них вредные вещества плюс выхлопы транспорта. Причем выхлопы транспорта могут быть в этих местах более вредными, если с предприятием связан поток грузового транспорта, подвозящего и увозящего изделия, материалы и т.п.

То есть мы видим, что Правительство Москвы не дает нам всей полноты информации, хотя и могло бы это делать. Суммирование концентраций вредных веществ в долях ПДК – это простейшая арифметическая операция. Можно было бы также закупить и больше оборудования, газоанализаторов, которые измеряли бы большее количество вредных веществ в автоматическом круглосуточном режиме. От результатов этих измерений зависит здоровье миллионов жителей и гостей города. Также необходима и полноценная детальная статистика по районам по заболеваниям и накоплению вредных веществ в организмах жителей и животных и в растениях. Некоторым вредным веществам свойственно накапливаться в организме человека, что может негативно влиять на здоровье.

Можно отметить и ряд других важных проблем с эко-мониторингом в Москве. Если разбить их по пунктам, то кратко получается следующая ситуация:

• Не суммируются концентрации вредных веществ в долях ПДК. Нет информации о суммарном возможном вреде на сайте ГПУ «Мосэкомониторинг».
• АСКЗА измеряют концентрации только небольшого количества вредных веществ.
• Информация на графиках представлена в очень неудобном виде. Сложно понять, к каким вредным веществам относятся некоторые линии, если использовать расшифровку под графиком, под осью дат и времени.
• Частые отключения оборудования на АСКЗА или предоставление некорректных данных (как на сайте ГПУ «Мосэкомониторинг» пишут, например: «на АСКЗА "Кожухово" в связи с выходом из строя системы жизнеобеспечения станции некорректная работа приборов по измерению диоксида серы и сероводорода»). Зачем же тогда нам передавать эти некорректные данные? Ремонтируйте оборудование, господа из ДПиООС, или покупайте нормальное, которое не ломается так часто.
• Существенная удаленность АСКЗА от потенциальных нарушителей, что усложняет доказательство их вины в тех или иных выбросах вредных веществ. Даже имея три мобильных АСКЗА, ДПиООС не рискует приблизить хотя бы одну из них, например, к Курьяновским очистным сооружениям (КОС), например, для помощи пациентам городской клинической больницы № 3 (http://democrator.ru/problem/7497), расположенной на близком расстоянии от КОС (примерно 500 метров).
• Задержки в передаче данных с АСКЗА на сайт ГПУ «Мосэкомониторинг». Почему-то данные поступают с задержкой в 2 часа, а бывают и более длительные задержки. Это потенциальная возможность для манипуляции данными, прежде чем их передать на сайт. Такие задержки и удаленность АСКЗА от некоторых опасных объектов не будут способствовать своевременному информированию жителей о выбросах или авариях.
• Отсутствие общественного контроля над АСКЗА и камер наблюдения на АСКЗА.
• Концентрации не всех вредные веществ выражены в ПДК. На сайте ГПУ «Мосэкомониторинг» есть график для углеводородов суммарных (CHx). Этот график дает концентрации разных вредных веществ в сумме. Причем суммирование произведено в миллиграммах на метр в кубе. Это как картошку суммировать с бананами в килограммах, а потом спрашивать, сколько это все вместе стоит, исходя из их общего веса. Очевидно, что вначале нужно узнать их вклад в общую стоимость по отдельности. Также и с вредными веществами. Вначале нужно узнать вклад каждого из них в общий возможный вред. Для этого нужно выражать концентрации в долях ПДК.

Исходя из всего вышесказанного, не складывается ощущение, что Мэр и Правительство Москвы хорошо защищают жителей города и его гостей от загрязнений атмосферного воздуха в силу неполноты информации о загрязнениях, задержек в её передаче, некорректной информации, неверного её представления и т.п. На всякий случай хотелось бы напомнить всем тем, кто предоставляет нам данные о загрязнениях окружающей среды о существовании следующих статей: статья 237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей» и статья 8.5. КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации».

Роберт Гринрэд

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.